Главная
Миссия
О компании
Филиальная сеть
Маркетинг и PR
Классификация продукции
Контакты
 
2017-01-23

Коллектив ТОО"Группа Компаний ИНТЕРОЙЛ Казахстан" сердечно поздравляет экипаж Off Road Kazakhstan, управляемый Маратом Абыкаевым и Андреем Чипенко, с победой на ралли Africa Eco Race-2017.

2015-09-12

11 сентября состоялось знаменательное событие в истории ТОО «ТМК-Дистрибьюшн"- празднование первого Юбилея, десятилетия компании!

Моторные масла

Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными.
В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла (которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов).
Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок*.

*Присадки — это синтетические химические соединения, которые влияют на физические свойства базовых масел или оказывают на них химический эффект.
По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.

Общие требования к моторным маслам

Моторное масло - это важный элемент конструкции двигателя. Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже:

  • высокие моющие способности (обеспечивающие чистоту деталей двигателя);
  • высокие термическая и термоокислительная стабильности(позволяют охлаждать поршня, повышать  предельный нагрев масла в картере, увеличивать срок замены);
  • достаточные противоизносные свойства(обеспечивающие прочность масляной пленки, нужной вязкостью, способностью химически модифицировать поверхность металла);
  • отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах;
  • стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств;
  • пологость вязкостно-температурной характеристики (обеспечение нормальной работы в экстремальных условиях при высоких нагрузках и различной температуре окружающей среды);
  • совместимость с материалами уплотнений;
  • высокая стабильность при транспортировании и хранении;
  • малая вспениваемость при высокой и низкой температурах;
  • малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность).

К некоторым маслам (судовым, энергосберегающим и др.) предъявляют особые, дополнительные требования.

По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические.

Минеральные (можно встретить название нефтяные) - масла производятся из нефти, они содержат много присадок, и довольно быстро теряют свои свойства. Это самый дешевый вариант, хотя и требует частой замены. Данный вид моторного масла рекомендуется применять, если только не подразумевается работа двигателя в тяжелых условиях.
На старых отечественных автомобилях применение «минералки» целесообразно, поскольку она более вязкая, следовательно, не будет подтекать в случае, например, старых изношенных сальников.

Синтетическое масло - производится путем синтеза определенных химических соединений для придания продукту желаемых свойств.
«Синтетика» обладает рядом значительных преимуществ перед «минералкой»:

  • большая текучесть позволяет уменьшить трение между деталями, что в итоге приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива;
  • низкая температура прокачивания, т.е. двигатель будет исправно и без перегрузок работать при низких температурах;
  • высокая температура испарения, т.е. масло не будет чувствительно к нагреву и перегреву;
  • химическая стабильность масла – его эксплуатационные характеристики не меняются, поскольку
  • масло в процессе работы двигателя не окисляется и не парафинизируется;
  • большой срок службы.

Все эти несомненные достоинства приводят к тому, что синтетические масла в разы дороже минеральных.
Применение «синтетики» оправдано при тяжелых условиях эксплуатации (низкие и высокие температуры, большие нагрузки на автомобиль).

Полусинтетические (частично синтетические) и гидрокрекинговые масла - является компромиссом между этими двумя видами моторных масел. Частично синтетическое масло получают смешиванием качественных минеральных (нефтяных) и синтетических базовых составляющих. В результате будет масло более дешевое, чем полностью синтетическое, и с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное.
Применение «полусинтетики» целесообразно в умеренном климате при умеренных нагрузках. Гидрокрекинг это процесс, при котором происходит «выпрямление» углеводородов, путем перегруппировки атомов, что приводит к получению изомеров. Недостаток метода заключается в том, что изомеризация идет и в обратном направлении, поэтому гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к «синтетике», но и быстро стареет, теряет свои свойства.

Классификация моторных масел

Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств.

Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь (указывает класс или классы вязкости), одну или две из первых шести букв алфавита (обозначают уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла*).

*Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами.
Индекс 1 - масла для бензиновых двигателей.
Индекс 2 - дизельным маслам.

Классы вязкости и группы по назначению представлены в таблице:

Класс вязкости по ГОСТ 17479.1

Вязкость кинематическая, мм2 / с, при температуре

1000С

минус 18 0С

не менее

не более

не более

3,8

-

1 250

4,1

-

2 600

5,6

-

6 000

5,6

-

10 400

6

5,6

7,0

-

8

7,0

9,3

-

10

9,3

11,5

-

12

11,5

12,5

-

14

12,5

14,5

-

16

14,5

16,3

-

20

16,3

21,9

-

24

21,9

26,1

-

3з/8

7,0

9,5

1 250

4з/6

5,6

7,0

2 600

4з/8

7,0

9,3

2 600

4з/10

9,3

11,5

2 600

5з/10

9,3

11,5

6 000

5з/12

11,5

12,5

6 000

5з/14

12,5

14,5

6 000

6з/10

9,3

11,5

10 400

6з/12

11,5

12,5

10 400

6з/14

12,5

14,5

10 400

6з/16

14,5

16,3

10 400

 Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Группа

Рекомендуемая область применения

   А

 Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б

Б1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б

Малофорсированные дизели

В

 

В1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов

В2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений

Г

Г1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии

Г2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1

 Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

 Е

 Е1

Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.

 Е2

Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

* Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4З/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) - моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения ("цс" означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) - моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) - применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.

Взаимозаменяемость отечественных и зарубежных моторных масел.

Для определения взаимозаменяемости моторных масел существуют общепринятые международные классификации, наиболее применяемыми считаются классификации SAE и API.
Классификация моторных масел по вязкости SAE(Society of Automotive Engineers) Американского общества автомобильных инженеров

Вязкость масла – это одна из основных его характеристик. От нее зависит в первую очередь легкость холодного пуска в морозы. Данная спецификация является международным стандартом и применяется повсеместно. Она определяет три рода моторных масел по вязкости: зимнее, летнее и всесезонное.

Летнее масло обозначается просто числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Зимний индекс обозначает, до какой минимальной температуры рекомендуется использовать масло.

Зимнее масло обозначается литерой «W» и числом перед ней (от англ. «winter» – зима): SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Здесь нужно воспользоваться простой формулой: из зимнего индекса вычитаете 35 и получаете эту самую минимальную температуру. Например, для моторного масла с индексом SAE 10W40 нижний предел температуры -25 градусов. (Это правило справедливо для минерального моторного масла, и неактуально для синтетики).

Всесезонное – это комбинация обозначений летних и зимних видов, например, часто используемые SAE 5W30, SAE 10W-40.

 

 Классификация масел по SAE

Класс по SAE

 Низкотемпературная вязкость

 Высокотемпературная вязкость

Проворачиваемость

Прокачиваемость*

 Вязкость мм2/c, при 100°C

 Вязкость**** мПа/с, при 150°С и скорости сдвига 106с-1, не менее

 Вязкость мм2/c, при 100°C

Вязкость**** мПа/с, при 150°С и скорости сдвига 106с-1, не менее

0W

 3500 при -30°C

6000 при -40°C

3,8

-

-

5W

3500 при -25°C

 6000 при -35°C

 3,8

-

-

10W

 3500 при -20°C

6000 при -30°C

4,1

-

-

15W

3500 при -15°C

6000 при -25&dec;C

5,6

-

-

20W

 4500 при -10°C

6000 при -20°C  

5,6

-

-

25W

 6000 при -5°C

6000 при -15°C

9,3

-

-

20

-

-

5,6

 

2,6

30

-

-

9,3

 

2,9

40

-

-

12,5

 

2,9*a

40

-

-

12,5

 

2,9*b

50

-

-

16,3

 

3,7

60

-

-

21,9

 

3,7

Классификация по уровню эксплуатационных свойств и области применения API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти)

Классификация API имеет две категории масел: «S» (service) и «С» (commercial). Для бензиновых двигателей предназначены масла категории «S», а для дизельных, соответственно – категории «C».
* В условных обозначениях на этикетке вы увидите двухбуквенное значение: первой будет «S» или «C», вторая – буква латинского алфавита используется для обозначения качества моторного масла (чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло). Устаревшие на сегодня классы масел (SA, SB, SC, SD, SF – для бензиновых и CA, CB, CC, CD – для дизельных) на сегодня встречаются крайне редко, а с маркировкой «A», «B» вообще не производятся. Масла, относящиеся к этим перечисленным классам, обладают относительно низкими эксплуатационными показателями, и выпускались для двигателей, которые были менее требовательны к качеству масла. Нет ничего страшного в том, что вместо масла класса SD или SF вы зальете масло классом выше, например, SG.

Классификация выпускаемых на сегодня моторных масел по API выглядит следующим образом:

 Моторные масла для бензиновых двигателей

SE

- класс масел для бензиновых двигателей 1972 - 1980 гг. выпуска

SF

- моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей 1981-1988 гг. выпуска.

SG

- масла данного класса обладают ещё более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г.

SH

- этот класс был введен в 1993 году. Испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более жесткая.

SJ

- новый класс масел, введенный в 1996 году. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.

 Моторные масла для дизельных двигателей

CC

- класс масел для двигателей с лёгким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.

CD

- класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.

CE

- класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.

CF

- класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей.

CF-4

- улучшенный класс масел, заменяющий класс CE.

CF-2

- этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.

CG-4

- класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжёлого транспорта.

CH-4

- класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжёлого транспорта.

Цифры 2 и 4 обозначают, что масло предназначается для двух и четырехтактных двигателей соответственно.
Если на этикетке нанесено сразу обе маркировки (SJ/CH-4), значит, масло является универсальным и может применяться как в бензиновых, так и дизельных двигателях.

назад >>